«Концерт ангелов» в кенозерских «небесах»

"Концерт ангелов" в кенозерских "небесах"

"Небеса" с ангелами, отреставрированные для Кенозерского национального парка

"Небеса" с ангелами, отреставрированные для Кенозерского национального парка

© Анна Анциферова/Национальный парк "Кенозерский"

Специалисты Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И.Э. Грабаря в Москве завершили реставрацию «небес» с ангелами для Кенозерского национального парка.

«Небеса» или «небо» — потолочные перекрытия деревянных храмов Русского Севера, расписанные на библейские сюжеты. Они выполняли две функции — конструктивную, как дополнительный каркас жесткости внутри храма, и декоративную.

Это единственные известные «небеса» с таким необычным для Русского Севера сюжетом, где на сводах храма обычно изображали святых. Нетипична и история «небес» — об их существовании до конца 2000-х годов даже не подозревали.

Ангелы в сельской лавке

Часовня в деревне Хвалинской в 1930-е годы была перестроена в магазин. Расписной потолок при этом спрятали под досками. Нашли «небеса» лишь в 2008 году, когда эти доски расшили. «Хвала тем людям, которые, перестраивая часовню в магазин, не сняли «небеса», а просто закрыли, укрыли их наборным потолком», — говорит главный хранитель музейных фондов Кенозерского национального парка Анна Анциферова.

Автор росписи часовни в Хвалинской неизвестен. «Небеса», как и иконы, было не принято подписывать и датировать, хотя исключения встречались. И при реставрации этих «небес» тоже надеялись найти подпись, но подписи мастера и даты не оказалось. «Часовня 1790 года. Можно предположить, что «небо» датируется концом ХVIII века. Когда часовня была построена, тогда же, скорее всего, и «небо» было создано», — уточняет Анна Анциферова.

Европейский сюжет

«Небеса» с ангелами состоят из восьми радиальных граней, круглого центрального медальона и четырех угловых граней-парусов. «В целом получается произведение почти пять на пять метров», — поясняет главный хранитель.

Почти все пространство радиальных граней занято изображением кучевых облаков, написанных широкими мазками белой и голубой краски. На этом фоне изображены головки ангелов с крыльями. У ангелов человеческие черты, светло-желтые пряди волос ниспадают завитками. В верхней части «неба», над облаками — золотисто-оранжевое сияние, пронизанное белыми лучами. «Это очень красиво», — с восхищением говорит главный хранитель.

Автор был хорошо знаком с живописью Европы, считает заведующий научно-реставрационной мастерской «Иконотека А.Н. Овчинникова», художник-реставратор Александр Горматюк. «Вероятнее всего, это влияние западноевропейской живописи и культуры: в западноевропейских монументальных композициях это чаще всего известно как «концерт ангелов», — поясняет Горматюк. — Можно лишь предполагать, что автор либо учился у какого-то мастера, либо в формате академии художеств имел практику, был в Италии или других местах, снимал какие-то копии. Такое ощущение, что он напрямую пользовался определенными источниками, распространенными по всей Италии, в Европе. Возможно, через Москву или Санкт-Петербург какими-то путями это пришло в северный край».

Даже живописная палитра, выбранная художником, не свойственна северным «небесам». Она похожа на ту, что использовалась при росписи каменных храмов и русских дворцов второй половины XVIII века.

«Дымом написанные образы»

Все эти изображения пришлось долго восстанавливать. Перед этим «небеса» тщательно готовили к переезду из Кенозерья в Москву. «Древесина на некоторых гранях была полностью разрушена, съедена жучком-точильщиком, в некоторых местах она даже утратила плотность, была как поролон, к тому же изъеденный ходами», — рассказывает реставратор.

Под отдельными фрагментами росписи деревянной основы почти не оставалось. «В этом случае мы укрепляли саму структуру и восполняли утраченные навсегда фрагменты древесины новыми вставками», — говорит Александр Горматюк.

Для работы с росписью потребовалось искать такой подход, чтобы сохранить вид, когда сквозь изображение видна структура дерева. «Эта живопись была написана без грунта, прямо на доске, краска достаточно глубоко впиталась в древесину, и за счет этого изображение такое иллюзорное, как у Лескова «дымом написанные образы», — рассказывает художник. — И мы постарались их максимально выявить».

В часовнях и в Рухлядном амбаре

Как рассказывает главный хранитель музейных фондов нацпарка, устраивать в деревянных храмах «небеса» было характерно для Поонежья и Карелии. «Было же распространено не каменное храмостроительство, а деревянное, а как в деревянном сделать купол? Ходили местные жители в города, видели там расписные своды каменных храмов, возвращались на родину в свои деревни и делали у себя по подобию каменных храмов», — объясняет Анциферова.

В Кенозерском парке всего 17 комплексов «небес»: 16 расписанных и одно подготовленное под роспись. Одно «небо» не с территории нацпарка: его Кенозерью подарили, чтобы оно сохранилось. «Оно было передано из Ильинской церкви деревни Часовенское. Это церковь XVIII века, памятник федерального значения, но находится в руинированном состоянии, и «небо» в руинированном состоянии, хотя очень интересный памятник. Местные жители и руководство приняли решение передать нам «небо» на постоянное хранение», — говорит Анциферова.

Большинство «небес» уже отреставрировано, часть из них вернули в их часовни. «У нас в шести часовнях показываются подлинники, они сохраняются в естественной среде, — поясняет главный хранитель. — Мы с реставраторами контролируем состояние, сохранность, если видим ухудшение в живописном слое, проводим консервационные работы».

Часть комплексов перенесена в так называемый Рухлядный амбар в деревне Вершинино. Это музей, где для старинных экспонатов созданы специальные условия хранения. Как говорит Горматюк, в «родных стенах» для «небес» очень жесткие условия, что не способствует их сохранности. «Это неотапливаемые помещения, то есть летом там 20–25 градусов, а зимой минус 30 и больше может быть. В таких очень жестких условиях не каждый материал способен сохранять свои свойства». Поэтому, по словам реставратора, хранение в специальных условиях продлит жизнь «небесам».

Но в Кенозерский парк «небо» с ангелами вернется только на следующий год. В сентябре они станут центральным экспонатом выставки, посвященной 100-летию центра им. Грабаря, в Москве. «Мы соберем «небеса» в единое целое — это будет один из ключевых и глобальных экспонатов. У нас большой зал, более 700 квадратных метров, и они будут экспонироваться вертикально, поэтому будут восприниматься несколько иначе, чем в храмовом пространстве», — пояснил Горматюк.

Ирина Скалина

Источник: http://tass.ru/v-strane/5361302

просмотры 4
DISCUSNEWS.RU

Ответить

Войти через: