Эксперты: СМИ вводили в заблуждение людей, передавая слухи о «Зимней Вишне»

Эксперты: СМИ вводили в заблуждение людей, передавая слухи о "Зимней Вишне"

ОМСК, 12 июля. /ТАСС/. Фальшивых новостей, основанных на слухах о сотнях жертв пожара в кемеровском ТЦ «Зимняя вишня», могло не быть, если бы СМИ более ответственно относились к проверке достоверности информации и оперативно получали информацию о трагедии. Именно такой вывод сделали эксперты — представители власти и журналистского сообщества, обсуждавшие в четверг в Омске в ходе «Инфорума» Союза журналистов России тему ответственности СМИ за распространение фальшивых новостей на примере пожара в Кемерове.

Участники подчеркивали, что в современном мире любой человек может разместить недостоверную фальшивую информацию, которой общество поверит. В этих условиях актуальным становится вопрос о формировании нового кодекса этики журналиста, который должен быть более ответственным перед своей аудиторией за распространение подобной непроверенной информации.

«Все мы с вами помним, что после ужасной трагедии в Кемерове страну захлестнула волна вот этих самых fake news («фальшивых новостей»), недостоверных новостей, которые как снежный ком накатывались в течение нескольких часов, нарастало количество жертв. И в этот момент в обществе возникло понимание того, что мы иногда можем быть поглощены этой волной непроверенных новостей, неправильных новостей», — сказал председатель Союза журналистов России Владимир Соловьев.

Фальшивки в информационном вакууме

Соловьев пояснил, что Союз журналистов, учитывая широту и скорость распространения слухов, постарается донести до сотрудников СМИ опасность использования недостоверных источников. «Мы не министерство печати и не можем отдавать какие-то приказы журналистскому сообществу. Мы можем только советовать, организовывать практикумы, создать новый кодекс этики журналиста. Наше основное оружие — это доброе слово», — пояснил ТАСС Соловьев.

В ходе сессии «Медиа и общество» форума он напомнил о ситуации с распространением недостоверной информации о сотнях «жертв» пожара в кемеровском ТЦ «Зимняя вишня», которых якобы скрывали власти. Информация оказалась настолько шокирующей, что многие люди продолжали верить ей и обвинять власти в сокрытии реальной картины даже после появления официальных сведений. Для проверки данных была даже создана инициативная группа жителей Кемерова, которая выезжала в морг и на место трагедии. СМИ сыграли свою роль в распространении этих сведений, отметил Соловьев.

По словам секретаря Союза журналистов России Юлии Загитовой, распространению фальшивок поспособствовал и долгий сбор официальных данных. «Там долгое время не было никакой реакции ни МЧС, ни администрации, которые просто долго пытались собрать информацию. Не было открытости, в результате этот вакуум заполнили соцсети своим контентом», — отметила она.

Совесть блогера

Эксперты пришли к мнению, что избежать подобных сложившейся вокруг кемеровской трагедии ситуаций можно только совместной работой журналистского сообщества и властей, которая позволит оперативно публиковать достоверную информацию, снижая доверие к фальшивкам и не допуская их распространения. «Для отработки ЧП у нас есть дорожная карта. Да, мы не владеем сразу всей информацией, но мы выдаем то, что имеем, и общественность видит, что мы не сидим, сложа руки», — отметила начальник главного управления информационной политики Омской области Анастасия Гуливатенко.

Обратили внимание участники форума и на «гражданских журналистов» и блогеров, которые сегодня наравне со СМИ становятся распространителями информации. Соловьев отметил, что их деятельность сейчас регулируется только их совестью. «Сейчас любой школьник с айфоном может что-то снять, выложить — и это моментально разлетается на огромную аудиторию. А с какой целью он это сделал — неизвестно», — напомнил председатель Союза журналистов.

О подобных случаях рассказала и Гуливатенко. «Часто бывает, что в социальных сетях поднимают шумиху по какому- нибудь поводу. Начинаем разбираться, выясняется, что представленные в виде «доказательств» фотографии сняты очень давно или вообще в другом регионе. А люди верят», — уточнила она.

Инфорум

Омск стал третьим городом после Кемерова и Иванова, где прошел «Инфорум» Союза журналистов России. В нем приняли участие более 250 региональных журналистов, пресс- секретарей, блогеров и медиаменеджеров. В рамках мероприятия прошли сессии «Медиа и общество», «Новые тренды и качественный контент в СМИ», «Новые информационные вызовы ХХI века. Как оставаться интересным аудитории и не нарушать закон», мастер-классы «Опыт лучших газет России: дизайн, контент, спецпроекты и монетизация» и «Нестандартные продажи рекламы в печатных СМИ».

Источник: http://tass.ru/obschestvo/5369746

просмотры 14
DISCUSNEWS.RU

Ответить

Войти через: